

«Автошаттл»
Десятки тысяч автомашин бегают по улицам городов, перевозя людей и различные грузы. На большинстве автомобилей глаз не останавливается, и последнее детище компании Nissan — модель Terranaut — также вряд ли привлечет к себе специальное внимание: обычный внедорожник, каких много. Но стоит только заглянуть внутрь, как тут же станет ясно, что Terranaut — далеко не самый обычный джип.

Передние сиденья никоим образом не поразят чье-то воображение — нормальный, современный, в меру комфортабельный салон, но то, что расположено за ними, уже больше напоминает кабину космического корабля. Да и не удивительно: ведь за образец компоновки этой машины была взята именно палуба американского космического шаттла «Энтерпрайз». Бесшумно вращающееся сиденье позволяет с легкостью манипулировать многочисленными приборами, которые устанавливаются по желанию заказчика. Из этого автомобиля можно «приготовить» отличного помощника для геологов, археологов, геодезистов или даже просто для любителей забираться в глухие места. Мало того: автомобиль покрыт специальной краской, позволяющей выдерживать высокие температуры. В жерло вулкана на нем, конечно, не полезешь, но подъехать можно будет достаточно близко.

«Одноразовые» грузовики
Если Nissan постарался создать свой внедорожник достаточно универсальным, то Lotus — известный всему миру разработчик шасси автомобилей для «Формулы 1» — пошел более «узким» путем. Нет, его новый концепт- кар Lotus CIV меньше всего предназначен для' кольцевых гонок, но зато отлично чувствует себя в... антарктических льдах.
Автомобиль перемещается на полозьях с помощью воздушного винта. Причем, с целью сохранения экологического баланса полярного континента, работает исключительно на биотопливе. Машина, разумеется, оборудована по последнему слову техники, имеется даже подледный радар, позволяющий вовремя обнаруживать пустоты и опасные трещины. При этом автомобиль создан достаточно легким: в случае возникновения на пути непреодолимых препятствий в виде торосов транспортное средство легко могут перенести на руках его же пассажиры.

А вот грузовик Alma, в отличие от предыдущих моделей, был создан просто потому, что без него было уже никак. 66 огромных антенн для самой крупной в мире астрономической лаборатории, которая будет расположена в Атакаме (север Чили), весят по 115 тонн каждая. Но проблема не только в весе. Своеобразность конструкции не позволяет перевозить антенны на пусть мощных и с высокой грузоподъемностью, но,«обычных» грузовых платформах. А потому пришлось инженерам разрабатывать и строить два индивидуальных транспортных средства, предназначенных исключительно для перевозки этих гигантских механизмов: каждое имеет 28 колес и оснащено двумя двигателями, с легкостью перемещающими 130 тонн собственного веса автомобиля плюс аналогичную нагрузку.
В 2012 году строительство лаборатории должно быть закончено, гигантские грузовики выполнят свою миссию, после чего их, несмотря на «свежесть» исполнения, либо разберут, либо оставят в качестве музейных экспонатов, потому как больше они ни для чего, в сущности, не пригодны.

Стальные «носороги»
Еще один «космический» автомобиль, созданный инженерами NASA, на этот раз предназначен исключительно для работы вне земной поверхности и эксплуатироваться будет, судя по всему, «по максимуму». Во всяком случае, так мечтают в Вашингтоне.
В 2020 году американцы вновь планируют посетить Луну, но на этот раз оставить на ней не только человеческие следы, но и отпечатки протекторов американского автомобиля. Тем более что колесу у нeгo много и каждый их комплект, размещенный на крабоподобных «ножках» автомашины, способен поворачиваться на 360 градусов и менять направление движения, не совершая утомительных поворотов и разворотов.
Автомобиль оборудован посадочными местами, где довольно комфортно могут расположиться четверо астронавтов, и объемным багажником, куда помещаются все необходимые для работы приборы и инструменты.

А вот «бегущий носорог» — тяжеленный, но необычайно крепкий автобус, который выпускается фирмой Labock Technologies (штат Флорида) — появился на свет вовсе не ради науки, да и вообще, пользуется спросом не от хорошей жизни. Проблема терроризма стоит сейчас в мире очень остро, и руководители государств, справедливо опасающиеся за свою жизнь, просто вынуждены прибегать к подобным транспортным средствам. Правда, надо заметить, что это себя оправдывает. В 2004 году по соседству с «бегущим носорогом», перевозившим в тот момент очень важных персон, взорвалась 120-килограммовая бомба, оставив на дороге воронку глубиной около двух метров. От любого другого транспортного средства и его пассажиров не сохранилось бы даже воспоминаний, но люди, ехавшие в этом уникальном автобусе, ничуть не пострадали.

Механический «ишак»
Еще одно транспортное средство, созданное для «взрывоопасных» территорий, автомобилем назвать достаточно сложно. Big Dog («большая собака») — это скорее механическая лошадь, или даже ослик. Те, кто смотрел старые эпизоды «Звездных войн», сразу разглядят нечто знакомое в очертаниях «большой собаки» — вылитый «самоходный танк» Джорджа Лукаса, вот только размеры намного меньше (высота — около одного метра и длина — около полутора) и пушек на «голове» не хватает.
Инженеры, создавшие Big Dog, предполагают, что это транспортное средство будет использоваться в зоне боевых действий на пересеченной местности. Обязанности механической «собаки» — безропотно таскать на своей спине рюкзаки солдат и другую амуницию. «Собака» оборудована видеокамерой, компьютером и лазерным гироскопом, позволяющим ей довольно уверенно стоять на ногах и преодолевать препятствия, перемещая довольно солидный для ее веса (76 кг) груз.

В отличие от всех вышеперечисленных шедевров технической мысли, в необходимости последнего возникают некоторые сомнения. Как говорил один из персонажей И. Ильфа и Е. Петрова: «В Самарканде все на ишаках ездят. Ишак три рубля стоит — дешевка. А подымает пудов десять!». Разумеется, гужевой транспорт, тем более в условиях военных действий, выглядит в XXI веке несколько архаично, но ведь один из залогов победы — надежность пресловутого транспорта. А «большая собака», насыщенная электроникой и разного рода механизмами, ощущения надежности как-то не внушает. Но каждому — свое.
Источник: