

У западного побережья Японии находится мертвый остров, который едва известен даже японцам. Долгое время остров был не чем иным, как маленьким рифом.

В 1810 году, случайное открытие угля решительно изменило судьбу этого рифа. Остров заселили примерно в том же году. Началось строительство, и через угольную промышленность риф начал расширяться непрерывно.

В течение 50 лет он был самым густонаселенным местом на земле — 5,3 тысячи человек при радиусе самого острова около 1 км. Риф превратился в искусственный остров.

В 1960 году случился энергетический кризис: уголь был признан невыгодным и «экологичеки-грязным» топливом. Японский транспорт и промышленность переключились на нефть. По всей стране начали закрываться угольные шахты и сокращаться число рабочих, занятых в этой отрасли. Понятно, что шахта на Хашиме не стала исключением. В течение последующей декады добыча угля на шахте сокращалась и рабочие покидали остров. К 1974 году на Острове-Крейсере осталось только около двух тысяч человек.
20 апреля 1974 года Хашиму покинула последняя партия жителей. Остров-Крейсер стал Кораблем-Призраком.







Остров был «открыт» заново уже в 21ом веке. И немедленно приобрел совершенно бешеную популярность, особенно среди любителей руин. Причем, даже не столько в самой Японии, сколько в западном мире. С августа 2005 года на остров разрешены посещения журналистских групп. Но только на очень ограниченную площадь. Потому как разрушающиеся здания представляют собой серьезную угрозу. Некоторые строения уже обрушились.
В сентябре 2008 года остров Хашима (Гунканджима) был включен в список на получение статуса «Мировое наследие ЮНЕСКО» как памятник эпох Тайшо и Шова. Правительство префектуры Нагасаки объявило о намерении превратить остров в своего рода парк-музей. Но осуществление этой идеи требует изрядных капиталовложений. Как уже упоминалось, разрушающиеся здания делают прогулки по острову весьма опасным занятием.
С 22 апреля 2009 года открыты регулярные теплоходные рейсы к острову и вокруг него из города Нагасаки.















В ближайших планах — расчистка и установление примерно 200-метрового прогулочного коридора по острову для осмотра достопримечательности «изнутри».