

Для немецкого ювелирного искусства в полном смысле слова "золотым веком" стало XVI столетие. Одним из основных его центров был Нюрнберг - свободный имперский город, стоявший на пересечении важнейших торговых путей. Родина Альбрехта Дюрера - он был очагом культуры эпохи Возрождения. Среди широкого разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в XVI-XVII веках, особого внимания заслуживают питьевые сосуды. Наиболее характерными из них были ложчатые кубки - двойные или с крышками. Одной из самых излюбленных форм ложчатых сосудов была форма кубка с крышкой в виде цветка аквилегии - Ageleybecher. К 80-м годам XV века ложчатые кубки получают самое широкое распространение, и немецкие мастера не имеют себе равных в их создании. С появлением первых набросков Дюрера для серебряных изделий в немецком ювелирном искусстве появляются мотивы, заимствованные из природы; возникновение многочисленных лягушек, улиток, змеек, ящериц, отлитых по живым моделям, знаменует собой проникновение в немецкое серебряное дело стиля "ristique", т.е. сельского. Все эти фигурки призваны были удивить и поразить зрителя своей необычностью, восхитить технической виртуозностью.


Другим аспектом стиля "ristique"было использование натуральных раковин и их имитаций из цветного камня и металла, страусовых яиц, зубов нарвала, скорлупы кокосовых орехов для создания кубков, чаш, различных сосудов сугубо декоративного назначения. Изделия из этих материалов еще со времен раннего средневековья имели символическое значение и были окружены таинственностью. Яйцо страуса, например, считалось принадлежащим птице Феникс, а зуб нарвала почти до самого XVIII века слыл рогом мифического единорога.Большой популярностью пользовались в Германии фигурные кубки. Немецкий бюргер находил вполне уместным пить из кубка-лошади, кубка-совы или кораблика во время шумных застолий. Многие из этих "кубков-забав" служили и серьезным целям - дарились по случаю рождений, крестин, обручений, свадеб и других значительных событий в жизни человека.



Существовали также кубки, которые с течением времени утратили свой первоначальный символический смысл, превратившись в кубки-забавы, своего рода игрушки. Это - кубки кораблики. В средние века они имели сакральный смысл и использовались как сосуды для вина; в качестве реликвии эти кораблики должны были оберегать от невзгод в море житейском. В XVII веке кораблик постепенно утрачивает все эти прежние значения, став простым настольным украшением, кубком-забавой. Настольное украшение в виде одномачтового судна - с такелажем, пушками, павильоном и фигурками моряков на борту, было выполнено известным нюрнбергским мастером Эсайей цур Линденом в первой трети XVII века. Кубки-корабли со второй половины XVI века становятся постепенно шуточными, в то время, как в более ранние времена, смысл таких сосудов был многозначным. Традиция изготовления ювелирами миниатюрных кораблей уходит в средние века, когда они были символами жизни, вотивными предметами, сосудами для вина на княжеских трапезах, солонками и, наконец, настольными украшениями, в которые клали пряности и ставили перед особо почетными гостями. Эти сосуды благодаря придававшемуся им сакральному значению должны были предохранять пряности от яда и, следовательно, уберегать их владельцев от отравления, а в качестве реликвии- оберегать от невзгод в море житейском или спасение во время кораблекрушения. К XVII веку кораблик ювелиров утрачивает все эти значения, став просто настольным украшением и кубком-забавой.



Источник: