• Архив

    «   Октябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31      

Вода, которую мы выбираем

Муниципальное образование «Томский район»
Управление образования Администрации Томского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА

Исследовательская работа на тему: «ВОДА, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ»

Работа ученицы 8 класса Хохолкиной Татьяны.
Участник и победитель различных предметных олимпиад и конкурсов, отличница, член сборной школы по баскетболу.


Руководитель
Захарченко Ольга Ильинична, учитель химии и биологии высшей категории, награждена грамотой министерства образования РФ.


Консультант
Русина Людмила Сергеевна, учитель информатики.


От качества питьевой воды, в первую очередь, зависит состояние здоровья людей. Вся ли вода, которую мы пьем, пригодна для питья? Есть ли альтернатива водопроводной воде? В работе представлен сравнительный анализ воды из разных источников и методы очистки доступными способами.

Введение
Сегодня уже не надо доказывать, какую роль играет вода в жизнедеятельности человека: от ее качества зависит состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия, степень комфортности и, как следствие, социальная стабильность общества в целом.
Мы обратили внимание на состояние нашей экологии –  окрестности села Александровское  -  в частности на  источники и качество питьевой воды. В селе остро стоит проблема с качеством водопроводной воды (много депутатов обещали решить эту проблему, но «воз и ныне там»). В окрестностях села есть несколько колодцев и два родника. А может всем жителям носить воду коромыслом?
Используя знания о воде, приобретенные на уроках химии и биологии,  мы решили провести сравнительный анализ воды  из разных источников  и узнать, какая вода более всего пригодна  для питья.

Цель работы - определить качество питьевой воды.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ воды из разных источников: колодца, родника и водопровода.
2. Провести опрос среди учащихся школы об источниках воды, которую они употребляют.
3. Очистить воду доступными способами.
4. Распространить среди учащихся, педагогов и жителей села знания о качестве питьевой воды и методах её очистки.
Выдвинули гипотезу: вся ли вода, которую мы пьем, пригодна для питья? Возможно ли, очистить воду в домашних условиях.
Объект исследования: вода из колодца, родника и водопроводная вода.
Исследование проходило в МБОУ «Александровская СОШ» Томского района.
В ходе выполнения исследовательской работы  прошли следующие этапы:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Выбор  темы работы, постановка цели и задач.
3. Отбор воды на анализ.
4. Проведение сравнительного анализа  и очистки воды.
5. Систематизация результатов.
6. Оформление работы.
Для выполнения данного исследования мы использовали следующие  методы: изучение научно-популярной литературы  и интернет - ресурсов по данной тематике, обобщение и систематизация  сведений о воде, взятие проб, анализ и очистка воды, анализ проделанной  работы, формулирование выводов.

Опытно - экспериментальная часть
Анализ воды
Проведя опрос среди учащихся школы, я узнала, какие источники  воды они используют диаграмма 1.

Основными источниками воды для жителей села являются:
Рисунок 1 - Водопровод
Рисунок 2  - Родник
Рисунок 3 - Колодец
Рисунок 4  - Вода из магазина

Воду из этих источников я и взяла для сравнительного анализа.
Рисунок 5 - Вода для анализа

Прозрачность воды: Устанавливают, глядя на шрифт из книги сквозь слой воды высотой 20 см, налитой в бесцветный стакан: все буквы в строчках должны хорошо читаться (рисунок  6).
• Родниковая вода - шрифт из книги видно сквозь слой воды высотой в 20 см. Все буквы хорошо читаются. Отсутствуют посторонних частицы.
• Водопроводная вода – высота водного столба 12 см. Присутствуют  песчинки.
• Колодезная вода - шрифт из книги видно сквозь слой воды высотой в 14 см. Отсутствуют  посторонние частицы.


Рисунок 6 - Определение  прозрачности воды

Запах: улавливают при температуре 20 и 60 градусов (рисунок 7).
• Родниковая вода - нет запаха.
• Водопроводная вода - нет запаха.
• Колодезная вода - нет запаха.
Рисунок 7 - Определение запаха

Вкус: «дегустируется» после 5 минутного кипячения и охлаждения до 20-25 градусов. Гнилостный вкус укажет на продукты распада животных и  растительных организмов, соленый – на присутствие поваренной или других щелочных солей, горький – солей магния, вяжущий – солей железа, сладковатый – гипса (рисунок 8).
• Родниковая вода – слегка сладковатый.
• Водопроводная вода - вкус вяжущий, значит, в воде присутствует соль железа.
• Колодезная вода - вкус слегка вяжущий, значит, в воде присутствует немного солей железа.
Рисунок 8 - Определение вкуса воды

Реакция воды (кислотность – щелочность): устанавливают с помощью лакмусовых полосок: синяя в присутствии кислот краснеет, а красная в присутствии щелочей синеет. Помощь в этом могут оказать и специальные индикаторные бумаги для определения пеаш различных жидкостей (рисунок 9).
• Родниковая вода - pH- 6,5 (слабо - щелочная).
• Водопроводная вода - pH -7,5 (слабо - щелочная, ближе к нейтральной).
• Колодезная вода - pH-7 (слабо - кислая).
Рисунок 9 - Реакция воды

Посторонние частицы: фиксируют, наливая воду в сосуд и дав осадку отстояться, затем ее фильтруют (рисунок10).
• Родниковая вода – небольшое количество частиц песка.
• Водопроводная вода - наличие частиц песка и следов ржавчины.
• Колодезная вода - немного посторонних частиц (песок, глина).
Рисунок 10 - Фильтрование воды

Жесткость воды: в домашних условиях находят весьма просто – намыливанием. Если мыло плохо мылится и не дает пены, то в воде присутствует двууглекислая и едкая известь (рисунок 11).
• Родниковая вода - быстро намыливается, пена белоснежная.
• Водопроводная  вода - намыливается долго, пена желтоватого оттенка, это говорит о том, что в воде присутствует двууглекислая и едкая известь.
• Колодезная вода -  намыливается хорошо, но пена быстро исчезает.


Рисунок 11 - Определение жесткости воды

Цветность: вода, налитая в бесцветный стакан рассматривается на фоне белого листа бумаги (рисунок 12).
• Родниковая – прозрачная.
• Водопроводная  -  мутная, рыжеватого оттенка.
• Колодезная - прозрачная.


Рисунок 12 - Определение цветности воды

Определение солей трехвалентного железа: соли трехвалентного железа учитывают с помощью роданистого калия. Водный раствор роданистого калия в присутствии следов трехвалентного железа окрашивается в желтый, а при больших количествах – в кроваво-красный цвет.
Этот тест служит  для предварительной проверки воды на содержание железа в ней
(рисунок 13).
• Родниковая вода - осталась такой же прозрачной.
• Водопроводная вода – окрасилась в желтоватый цвет, значит, в ней  присутствуют следы солей трехвалентного железа.
• Колодезная вода – осталась прежним  цветом.

Рисунок 13 - Определение солей железа

Очистка воды
Заморозка: вода, налитая  в емкость оставляется в морозильнике, примерно на 12 часов. По истечению этого времени на поверхности льда остается  жидкость - «рассол» содержащий соли. После заморозки рассол сливается, лед растапливается - вода чистая (рисунок 14).

Рисунок 14 - Заморозка воды

Очистка при помощи активированного угля: 5-6 таблеток активированного угля заворачивается в марлю и опускается в воду на 12 часов в прохладное место(рисунок 15).

Рисунок 15 - Очистка воды активированным углем

Отстаивание: вода наливается в емкость и отстаивается 8 часов, крышкой не закрывается (рисунок 16).
Рисунок 16 - Отстаивание воды

Заключение
Выполненная исследовательская работа показывает, что вода из всех взятых источников, в окрестностях с. Александровское, пригодна для питья. Более чистой, содержащей меньше всего примесей и посторонних частиц, является родниковая вода. Колодезная вода также является достаточно чистой и не содержит посторонних частиц. Водопроводная вода содержит примеси солей железа, причем в достаточно большом количестве и соли кальция.  В селе нет очистных сооружений. Поэтому перед употреблением водопроводную воду рекомендуется очистить, хотя бы теми элементарными способами, которые предложены в работе.

По результатам работы проведена акция среди учащихся школы  «Сделай правильный выбор!» Оформлены и розданы буклеты для ознакомления  учащихся  и их родителей.


Каждый человек свободен в выборе своего источника воды и не всегда то, что под рукой, что более доступно является лучшим выбором.  Прежде чем сделать глоток воды подумай – «Ту ли воду я выбрал?»
Фото:

Новости

Приглашаем пройти викторину

Приглашаем пройти викторину

Приглашаем пройти нашу новую викторину Узнай страну по фото!
Проверь насколько хорошо ты знаешь страны.
Подробнее >>