• Архив

    «   Март 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Конкурс "летопись родного края". ГПЗ-5. История завода - история страны

Общая характеристика работы.

Актуальность. История – это память веков, передаваемая из поколения в поколение, от человека к человеку. Человек, не знающий своего прошлого, своих корней, не имеет будущего. Эта работа позволила мне узнать лучше историю своей семьи, своей школы, своего города и страны. Верю, что информация, собранная мною, будет всегда актуальна.

Цель исследования. приобщиться к изучению истории, культуры и самобытности родного города.

Тип работы. Интернет-проект, представленный в виде блога.

Методы. Реферирование и анализ.

Задачи. Изучить историю создания микрорайона «шарико-подшипниковый завод». Определить основные этапы формирования завода ГПЗ-5. Дополнить факты отзывами и воспоминаниями людей, причастных к истории завода и микрорайона.

Источники. Статьи, учебники, первоисточники, исторические документы, словари, Интернет-ресурсы и видеоматериалы.

Автор проекта. Аникушина Дарья Андреевна, ученица 11 «А» класса. МБОУ СОШ №47. Сфера предметных интересов – гуманитарные науки, активная участница и призер многих школьных, городских, региональных конференций, всероссийских олимпиад (Приложение 1).

Руководители проекта.
Куличенко Татьяна Александровна, учитель истории I категории, стаж 22 года.
Ерёмина Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, стаж 26 лет.

Приложение 2. Презентация на основе тезисов данного блога с использованием исторических документов, фотографий и фрагментов кинофильмов.

Приложение 3. Рецензия руководителей на интернет-проект.

Этапы работы.


• Определение темы проекта и разработка плана: 30.12.-04.01.
• Подбор литературы и сбор информации по теме: 04.01.-18.01.
• Реферирование и систематизация материала: 06.01.-25.01.
• Написание тезисов блога: 25.01.-07.02.
• Обзор фотоархивов и подбор фильмографии по теме: 08.01.-10.02.
• Создание презентации и апробация:11.02.-13.02.
• Сбор отзывов и рецензий. Рефлексия полученного опыта, рецензий, вопросов Планирование перспектив работы:15.02.-...

Скачать Приложение 1 (doc). Скачать Приложение 2 (rar). Скачать приложение 3 (jpeg)

История завода - история страны


Заставил задуматься…
Недавно учитель истории сказала, что история страны складывается из истории каждой семьи. Это натолкнуло меня на мысль, что и моя семья, и моя школа повлияли на историю России. Но как?
Живу я в заводском районе – районе бывшего завода ГПЗ-5. Все мои одноклассники из семей заводчан. Но сам завод мы не знаем. Он закрылся и уходит в прошлое. А наши дедушки, бабушки, родители помнят о нем и с гордостью говорят: «Наш завод был крупнейшим в мире». Потребовалось немало усилий, чтобы собрать материал о нем по крупицам.

Смелый проект.
Оказывается, история нашего района в Томске формировалась в Москве еще в 20е годы прошлого века. Началом её послужило решение совета народного хозяйства СССР о строительстве первого подшипникого завода – ГПЗ-1. Решение о строительстве было принято, но в этой области промышленности не было еще специалистов, приходилось начинать «с ноля».
К сожалению, за границей не верили в возможности новой республики и новой власти, считая, что самые ценные руководители уехали на Запад, а специалистов достойного уровня нет. Зарубежные газеты тех лет пестрели заголовками «Россия не справится!» и публиковали статьи следующего содержания: «Мы можем поверить, что русские будут выпускать автомобили, можем согласиться, что они освоят производство тракторов. Но что касается подшипников, идея их изготовления в России смехотворна. Обеспечить точность обработки русский человек не может. Ибо точность в технике – это результат труда поколений, продукт высокой производительности культуры». Странно читать эти строки. Ощущение, что это современный отзыв зарубежной прессы. Прошло целое столетие, а отношение к инновациям в России почти такое же.

День рождения подшипника.
Но прошел всего один год и в Москве вырос завод с современнейшим оборудованием, а будущие специалисты были направлены для изучения подшипникового производства в Италию. В июле 1929 года был принят план для будущего завода в 11 миллионов 300 тысяч подшипников в год.

Россия ликовала: «Сегодня вступает в строй действующих гигантов Первый государственный подшипниковый завод. Советские машины будут вращаться на советских подшипниках» - писала газета «Правда» от 29.03.1932.
Завод был построен и запущен. Но предстояло самое сложное – освоить производство, овладеть высокоточным оборудованием. Кадровый вопрос был самым трудным. На заводе работали в основном женщины. Например, в 1937 году на заводе работали 23600 рабочих, служащих. Половина из них – женщины, одна треть – молодёжь до 23 лет.
К тому же, многие из рабочих были малограмотными или совсем неграмотными. С этим решили бороться на государственном уровне – 27 февраля 1935 года было подписано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Обучалась страна, обучались и заводчане. В тот же год 18 тысяч рабочих прослушали общеобразовательные лекции и смогли поднять профессиональную квалификацию.

Со временем завод стал гордостью страны – отпала необходимость закупки подшипников за рубежом. За год работы завода было освоено 24 типа новых подшипников, в том числе – тракторный, самый сложный в изготовлении.
Хоть, я не причастна к тем далеким событиям и меня отделяет почти век от них, но, читая эти скупые цифры и перечисление достижений, меня охватывает чувство гордости за родную страну.


Победа на мировой арене.
Мировое признание не заставило себя ждать. Уже в год открытия ГПЗ откликнулась Франция: «Ваш завод – целый законченный маленький мир, особая планета, вращающаяся в великой разумной и человеческой советской системе» Еще через восемь лет откликнулась Италия, законодатель технического мира: «ГПЗ – предприятие, которому нет равных в Европе».
Возможно, предприятие так бы и процветало в Москве, создавая новые инновационные технологии для еще более качественного и энергосберегающего производства, но настали годы Великой Отечественной войны. Основные предприятия столицы должны были срочно переехать в тыл, чтобы обеспечить фронт необходимой техникой. 29 августа 1941 года завод начал эвакуацию в Сибирь, в Томск.

Война. Москва Сибирью прирастает.
Узнав, что я собираю «летопись родного края», мой дедушка торжественно вручил раритетное издание 1974г. книги «Мы -подшипниковцы». Очень трогательно описываются на её страницах те далекие дни.

Многие не хотели уезжать из Москвы. Одним было трудно расстаться с домом и друзьями, другие воспринимали переезд как бегство с линии фронта, третьи боялись слухов о том, что «…в Томске по улице гуляют непуганые медведи, а мороз – пятьдесят градусов». Но приказ есть приказ – эвакуационные документы получены, вещи собраны…

Прежде чем эвакуироваться из Москвы, заводчане пережили бомбежку и героически защитили завод от немцев. К счастью, ущерб оказался незначительным, из людей никто не пострадал. Оттягивать эвакуацию было нельзя. Немцы стояли под Москвой, все дороги были перерезаны, оставалась одна – на Ростов. Да и та активно бомбилась. Завод переезжал постепенно – пятью эшелонами. Четыре эшелона были отправлены в срок, а пятому пришлось подождать два дня, чтобы дождаться тихой безлунной ночи. Завод успешно эвакуировался за 32 дня.
Даже сейчас, в мирное время и в условиях иных возможностей и технологий, трудно представить столь сжатые сроки переезда.

Столичный завод на Томской земле.
В Сибири железнодорожную ветку строили от станции Томск-II до будущей заводской площадки. Из транспорта был один трактор, но ветка была построена в короткий срок практически голыми руками. …А 20 ноября 1941 года был собран первый томский подшипник.

Первые три года Великой Отечественной были самыми тяжёлыми для подшипниковцев. В 1944 году выпуск достиг 2млн. 668 тыс. штук подшипников. В мае 1945 года Екатерина Каторжнюк в честь Победы выполнила сменное задание на 700%.

Семьсот процентов! Это тебе не ЕГЭ. (:

В нелёгкие годы войны томичи дали стране 9,5 миллионов подшипников. Заводчане с гордостью понимали, что они - опора российской армии и их работа принесет победу.
К сожалению, формат блога не предусматривает вставку музыки. Так что я предлагаю перейти по этойссылке и поставить на воспроизведение тематическую песню Льва Лещенко - День Победы. Включайте, чтобы проникнуться героическим духом того времени и возвращайтесь к чтению.


«Мы не воевали в сорок первом,
Не носили серую шинель.
Воем мин нам не трепало нервы
Не рвалась над головой шрапнель.
Пусть не воевали в сорок первом
Ни она, ни он, ни ты, ни я . . .
Силы свои черпала в резерве
Родина любимая моя.
Наш завод к себе влечёт и манит
С ним сроднились (не таим греха)
И с рабочим пропуском в кармане
Входим, как хозяева, в цеха »

(Г,Скороходов, 1966 г.)


Война закончилась великой победой. Настало мирное время. И с этого времени подшипники производятся для мирных целей. В послевоенный период завод резко увеличил выпуск подшипников для сельского хозяйства и прекратил выпуск для военных нужд.

Руководитель страны задаёт рабочий настрой.

Посмотреть "Речь Н.С. Хрущева"

По учебникам я представляла себе Никиту Сергеевича не так ярко. Эта видеозапись погружает в мир прошлого века и знакомит с таким необычным и самобытным человеком. Непревзойденный лидер.

Многие заводчами были заслуженно награждены Правительством Орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, десятки лучших занесены на Доску почёта завода.


Двадцатый век. Инновации шестидесятых.
Заводчане создали новую смазочно-охладительную жидкость, самую экологически безопасную в мировой промышленности.

Первыми наладили выпуск подшипников с такой обработкой.
Томские подшипники стали использоваться для авиационной промышленности, готовились спецзаказы для космических аппаратов, для строительства БАМа и нового потока железнодорожного транспорта по всей стране от Москвы до Владивостока, а так же на экспорт. Томск был Инновационным центром еще в те далекие дни.

Посмотреть "БАМ"

Застой без застоя.
Традиционно в учебниках истории года правления Л.И.Брежнева называют эпохой застоя. Каково же было мое удивление, когда родные рассказали, как в те года расцветал и строился наш микрорайон.

В 1964 году были проложены трамвайные пути, соединяющие Томск -2 с центром города. В строительстве принимали участие не только заводчане, но и старшеклассники школы № 47, моей родной школы.
Все томичи сегодня хорошо знают развлекательный комплекс «Шарики». Мы ходим в боулинг и кинотеатр, но не задумываемся, что он был построен заводчанами как «Дом Культуры» ГПЗ-5. Да и название развлекательного центра сократилось от официального названия рабочего микрорайона «Шарикоподшипниковый завод», в обиходе – «Шарики».

Завод построил свои машиностроительный техникум и ПТУ №2, спортивный зал, заводские больницу, медсанчасть и поликлинику, 4 общежития, 5 детских садов, 3 библиотеки, 8 столовых, загородные базы отдыха для детей дошкольного и школьного возраста на Потаповых Лужках, дома с квартирами для заводчан и «Дом Быта», в здании которого сегодня располагается Служба Судебных приставов г. Томска.
В этом году ушла в прошлое трамвайная линия, отделяющая мой дом от школы, и через пару лет трудно будет вспомнить каким был облик родного микрорайона в моем детстве…
Получается, что эпоха застоя была не такой уж и застойной. Жизнь в нашем городе кипела.

По воспоминаниям родных
ГПЗ-5 был официальным шефом школы № 47.

Более того, ученики школы проходили практику на заводе на уроках труда, заводчанами был построен производственный комплекс «Школьный подшипниковец», где старшеклассники, в том числе и моя мама, проходили практику и осваивали рабочие специальности. Руководство завода на свои собрания приглашал Комитет комсомола школы №47 для согласования шефской помощи и определения совместных задач. Такое сотрудничество удивительно для меня. Трудно представить, чтобы я и мои одноклассники, наряду со взрослыми решали судьбу микрорайона и школы.

Времена перемен.
В условиях развития рыночной экономики, в тяжелое время перестройки, завод был преобразован в ОАО «Ролтом» и все ещё входил в тройку лучших подшипниковых заводов России.

Подшипники марки «ROLTOM»поставлялись во все страны СНГ и более, чем в 30 стран дальнего зарубежья.

Посмотреть "Речь М.С. Горбачева"

В 1995 году завод был удостоен наградами Европейского сообщества «Арка – Европа – Золотая звезда», «Лучший качественный имидж».

Но с распадом СССР произошла потеря рынка сбыта внутри государства. Конечно, это негативно сказалось и на таком огромном предприятии. К 2000 году были резко сокращены площади и объём продукции завода. Основным вопросом десятилетия стал вопрос о возрождении завода. Выживет ли подшипниковый гигант под напором дешевых китайских подшипников?

С 2002 года азиатский подшипник стал вытеснять с рынка Томский Подшипник, благодаря своей цене и, несмотря на уступающее качество. Завод находится на стадии банкротства…
Зимой 2010г на уровне Правительства страны было принято решение о поддержке завода. Планировались инвестиции в производство около 11 миллиардов рублей.

Но уже весной 2010 года предприятие остановилось. В начале июля 2010 рабочие объявили голодовку в знак протеста против закрытия предприятия и требуя выдачи зарплаты за 2009-2010 гг.

Посмотреть "Час Пик. Ситуация на ГПЗ-5"

В июле 2011 было принято решение перевезти завод на новые производственные площади:

Посмотреть "Шарико-подшипниковый завод перемещается за город"

Новый переезд. Спасет ли он завод? Будет ли он тем самым ГПЗ-5, который не только помогал зарабатывать заводчанам деньги, но и объединял людей, поддерживал Родину во время войны, помогал микрорайону расцвести?..

Ящик Пандоры
Китайская народная пословица гласит: «Не дай вам Бог жить во времена перемен». Они приносят с собой самые сложные испытания для страны и для человека. Остается только надежда, что завод возродится, и наш микрорайон и родной город Томск получит новые силы, перспективы и возможности.
То, что завод может уйти в историю, вызывает у меня сожаление. И от него останется память только на страницах семейных фотоархивов. Но это не только история завода, но история людей, а, значит, история нашей страны.
Фото: