• Архив

    «   Апрель 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30      

Новокаледонские вороны «доказали» басню Эзопа

С помощью сосуда с водой и камней удалось показать, что новокаледонские вóроны осознают причинно-следственные связи на уровне 5–7-летнего ребёнка.

Всякий знает легендарную басню Эзопа про ворону, которая, чтобы напиться из кувшина с водой, бросает в него камни: вода в кувшине поднимается, и птица может достать до неё клювом. Так вот, вполне возможно, что в основу басни лёг реальный факт. Исследователи из Кембриджа (Великобритания) и Оклендского университета (Новая Зеландия) лично убедились, что вороны вполне могут поступать именно так, как в античной басне.

7f3d9528a577c07e7c1eb4051c0e8639_resized_width_c19f14897b162aeb5fdbad3512c96a41_500_q95.jpg
Новокаледонские во́роны в который уж раз отличились умом и сообразительностью.

Неизвестно, за каким именно видом врановых мог наблюдать Эзоп, но Расселл Грей  и его коллеги экспериментировали с новокаледонскими во́ронами. Эти птицы обладают, без преувеличения, легендарной репутацией: достаточно сказать, что они могут создавать орудия труда, причём не только создавать, но и оценивать их качество. Благодаря собственным «уму и сообразительности» новокаледонские во́роны — вместе с попугаями жако и какаду Гоффина — очень часто становятся участниками зоопсихологических исследований.

На этот раз эксперименты зоологов были смоделированы так, чтобы их результат не зависел от внезапного «озарения» птицы: во́роны должны были осознать связь между бросаемым предметом и меняющимся уровнем воды. Птицам предлагалось достать корм, плавающий на поверхности воды в цилиндре, но, чтобы сделать это, уровень воды нужно было поднять, бросая в цилиндр разные предметы.

Некоторые варианты опыта специально усложнялись. Во́роны, например, должны были выбрать, в какой цилиндр бросать камни: в тот, что с водой, или в цилиндр с песком. Или же птицам подсовывали предметы, которые не тонули, и во́роны должны были догадаться, от каких им будет польза. Или же они должны были сообразить, из какого цилиндра быстрее добудут корм: из того, где воды побольше, или из того, где поменьше. Все эти задания во́роны прошли с успехом.



Но вот с чем они не смогли справиться, так это с тестом, в котором нужно было учитывать ширину цилиндра с водой, или же где было три цилиндра — пара сообщающихся между собой (один из них с кормом) и третий сам по себе. В последнем случае птицы в итоге смогли всё-таки добраться до корма, но при этом они бросали камни как в правильный цилиндр, так и в неправильный, который был сам по себе и ни с каким другим не сообщался.

Целью зоологов было проверить, насколько у новокаледонских во́ронов развита способность понимать причинно-следственные связи. Конечно, самые сложные варианты задачи птицы не решили, вероятно, из-за того, что действия и их результат были не слишком очевидны, и для решения требовалось абстрагироваться от ситуации. Однако в целом понимание причинно-следственных связей у птиц оказалось довольно высоким: по словам авторов работы, такое же понимание причин и следствий демонстрируют 5–7-летние дети.

Источник: http://compulenta.computerra.ru/chelovek/biologiya/10012247/